Указ Президента РБ от 20.10.2016 года №380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве»

Комментарий к Указу № 380

Подписанный Главой государства Указ № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» направлен в первую очередь на развитие конкуренции в отрасли. Эксперты видят в документе признаки либерализации строительного сектора экономики. По просьбе редакции «РСГ» специалисты Минстройархитектуры прокомментировали основные положения Указа № 380.

Виктория МАНОВА, начальник главного управления экономики и внешнеэкономической деятельности Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь:

— Указ будет регулировать правоотношения в сфере госзакупок в строительной отрасли и вступает в силу с 1 января 2017 года.

В документе детально описаны случаи, когда проведение подрядных торгов является обязательным при заключении договоров о строительстве. Одновременно Указом определены ситуации, в которых заказчику без проведения процедур закупок предоставляется право определять генеральную подрядную организацию, генеральную проектную организацию, субподрядные проектные, строительные и иные организации. Вводятся новые направления регулирования, например, деятельности домостроительных комбинатов при строительстве домов из конструкций ДСК. Также регламентируются вопросы реализации Государственной инвестиционной программы. В целом можно сказать, что Указ направлен на регулирование правоотношений, касающихся использования бюджетных средств, а также средств государственных организаций и организаций с долей государства в уставном фонде. Это упростит ведение вопросов строительства для субъектов частной формы собственности, ведь мы оставили нормативное регулирование только бюджетного строительства.

В основу Указа № 380 положен Указ № 591, практика применения которого показала свою эффективность. Система закупок в строительстве построена на необходимости обеспечения доступа к строительству объекта только квалифицированных подрядчиков, поставщиков, инженерных организаций, способных выполнить свои обязательства и обеспечить необходимые показатели качества, надежности и безопасности здания и сооружения.

С учетом практики применения Указа № 591 и с целью совершенствования норм в сфере закупок товаров, работ и услуг проведение подрядных торгов при строительстве объектов будет обязательным при финансировании за счет бюджетных и приравненных к ним средств жилых домов и объектов хозяйственных обществ стоимостью строительства свыше 100 тыс. базовых величин.

Данная норма основа на том, что в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 года № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» цены (тарифы) в строительной отрасли регулируются на строительные материалы, изделия, конструкции, работы и услуги, используемые (выполняемые, оказываемые) при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов).

Учитывая, что государственными организациями и хозяйственными обществами, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, реализуются проекты значительной стоимостью, было предложено ограничить самостоятельность этих организаций в принятии решения относительно выбора подрядной организации при стоимости строительства объектов в сумме 100 тыс. базовых величин и более, по аналогии с нормами Указа № 591.

Норма, исключающая участие в процедуре закупок при строительстве дочерних унитарных предприятий, дочерних и зависимых хозяйственных обществ, обособленных структурных подразделений (филиалов) организатора процедуры закупок не корреспондируется с законодательством, направленным на совершенствование организационной структуры субъектов хозяйствования и преимуществ их кооперации. В связи с этим, Указ № 380 устанавливает ограничение действия статьи 57 Закона на период его действия.

На основании имеющегося опыта применения законодательств Российской Федерации, Республики Казахстан и в связи со сложившейся сложной экономической ситуацией для Республики Беларусь на данном этапе ее развития принципиально важно и целесообразно вернуть отдельные нормы законодательства, которые были исключены из него в силу определенных обстоятельств.

В этих целях предлагается предоставить право Совету Министров Республики Беларусь определять без процедур закупок генеральную проектную организацию, генеральную подрядную организацию на строительство объектов по Государственной инвестиционной программе. При этом следует отметить, что все последующие процедуры закупок товаров (работ, услуг), проводимые вышеупомянутыми генеральными проектными организациями и генеральными подрядными организациями, должны осуществляться с учетом того, что они являются получателями бюджетных средств. В целях снижения стоимости и сроков строительства жилья в Указе № 380 предлагается выбор генеральной подрядной организации на строительство жилых домов из конструкций панельного, крупнопанельного и объемно-блочного домостроения из числа юридических лиц, осуществляющих строительство жилых домов из указанных конструкций собственного производства.

 Источник: http://www.mas.gov.by/ru/news_ru/view/kommentarij-k-ukazu-380-812/

Просмотров: 2384